ПРЕССА О ХОРЕ


 

       Для меня фестиваль "Золотой Плес" - это поистине клад. Какое это наслаждение - петь среди русской публики. Е.Бобров - это подвижник, это сердце и душа праздника, и ему должно воздаться сторицей. Это новое открытие для меня человека и музыканта по большому счету. Поражает его музыкальное чутье в церковной музыке, его духовность. Своим ощущением Струмского ("Великое славословие") и пяти песнопений он преподал мне урок, как надо петь, чего нужно еще достигнуть. Я сидел и плакал, как никогда на концертах духовной музыки.

Протоиерей о.Иоанн Шенрок,
регент митрополичего хора из Риги
"Прямая речь", 5.10.90



       Молодежный камерный хор ИХТИ уже в который раз выходит на очередную исповедь. И первое, на что обращаешь внимание - это степень доверительности исполнителей и слушателей друг к другу. А она у артистов прежде всего раскрывается в мастерстве. Официально хор Е. Боброва считается самодеятельным коллективом, но это определенно исчезает из сознания с первых же тактов исполнения. А в душу проникает тепло "Единородного сына" Архангельского. Компактность звучания, отличная интонация, красивое звуковедение - неотъемлемые черты профессионализма - говорят сами за себя.

В.Бусыгин
"Рабочий край", 06.06.92



       Счастливая случайность привела нас в Ивановский краеведческий музей, где выступал молодежный камерный хор ИХТИ. Небольшой зал был переполнен. Когда в зал вошли певцы, почемуто сразу же радостно участился пульс. Какие это были лица! И какой это был концерт! На всем его протяжении не покидало ощущение, что каждый из этих людей поет сейчас только для тебя и во имя тебя. Зрители не скрывали своих слез, аплодируя стоя. Ощущение счастья, света, любви, кажется слило воедино слушателей и исполнителей. Стоявший рядом мужчина произнес: "Нет, мы еще поживем, когда есть такое!"

В.Долинская
"Рабочий край", 10.04.92



       Ассоциация международного сотрудничеста "Континенты", Министерство культуры России и Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата выражают благодарность камерному хору "Шереметев-Центра". Выступления хора на VI Международном фестивале православной музыки в Мо-скве прошли с большим успехом и были тепло встречены московскими слушателями.

       Хочется отметить, что хор "Шереметев-Центра" проводит большую работу по возрождению и продолжению лучших традиций русской духовной музыки. На этом фестивале хор продемонстрировал высокий профессиональный уровень, сочетающийся с глубоким прочтением церковных песнопений.

       Учредители фестиваля выражают глубокую признательность руководителю хора Е.Боброву за то сердечное и душевное горение, которое Вы вкладываете в Вашу творческую деятельность. Мы надеемся на дальнейшие совместные усилия, направленные на возрождение былой мощи нашей духовной культуры.

Г.Поляченко, директор Международных
фестивалей православной музыки в Москве
"Химик", 12.04.94



       Украшением концертов Второго международного фестиваля русской православной музыки стали редко исполняемые или недавно открытые сочинения. Не могу не отметить здесь камерный хор ИХТИ п/у Е.Боброва, исполнивший отрывки из Литургии М.Березовского. Самодеятельный хор пел на очень хорошем, по сути профессиональном уровне и был прекрасно принят публикой.

Г.Пожидаева
"Российская музыкальная газета", N 2, 1990



       Восемь духовных песнопений, исполненных хором, продемонстрировали впечатляющую глубину чувств которую певцы вкладывали в свои голоса. Замирающие звучания беспрепятственно переходили в громкие пассажи. Сила и чистота отличали пение хора в тот вечер. Через изысканные сочетания мужских и женских голосов возникала музыка тишины и вдумчивого созерцания.

"Westfallen Blatt" (Германия)
27.02.94



       Из русского города Иванова на фестиваль приехал камерный хор в составе 23 человек. Под руководством своего дирижера Е. Боброва они исполнили всю программу наизусть. Русские хоры отличаются своим, русским звучанием, что и продемонстрировал этот хор еще раз. Кроме того, этот хор обладает полноценным контролем за динамическими изменениями, от нежнейшего "пиано" до могучего "форте". В этом хоре (как и в других русских хорах) лучшими являются мужские голоса, хотя по числу они сравнимы с женскими. Именно это делает общую звуковую палитру хора совершенно отличной от того, что мы привыкли слышать в нашей стране. По моему мнению, это отличие в лучшую сторону по сравнению с традиционным звучанием наших хоров.

Роальд Сангхолт, художественный
руководитель фестиваля в Стёрде.
"Хаугеуyнс Авис" (Норвегия), 28.06.93



       Вчера в Мариенкирхе состоялся необычный концерт: хор гимназии имени королевы Матильды выступил вместе с первоклассным хором из русского города Иванова, чье качество уже известно здесь, но до сих пор продолжает удивлять. Гости из России под управлением Евг. Боброва, дающие в эти дни многочисленные концерты в округе Хэрфорд, которые стали для многих настоящим откровением, выступили в первой половине вечера. Имена таких композиторов как Бортнянский, Ведель и Гахович мало что говорят здешним слушателям, но их музыка, так душевно исполненная хором, проникает в сердце и остается в памяти. Хору удаются многие нюансы и его многоголосие чрезвычайно красиво. Даже самые тихие, едва уловимые слухом пассажи полны впечатляющей силы выражения. Концерт закончился совместным исполнением хорами молитвы "Отче наш" на музыку П.И.Чайковского. Лучшего завершения этого вечера едвали можно было представить.

"Westfallen Blatt" (Германия)
05.03.94



       Ивановский камерный хор - это ансамбль абсолютно ЭКСТРА-КЛАССА!

Э.Найтман, дирижер хора гимназии
им. Королвы Матильды в Херфорде (Германия)



       Хоровое пение - замечательная форма художественного творчества! Уникальность её (этой формы) в том, что в хоре (особенно в нём!) образуется органическое единство человеческих душ, участвующих в творении прекрасного - музыки.

       Я никогда не пел в хоре за полным отсутствием музыкального слуха , но я знаю это верно, знаю это внеопытно, знаю это по интуиции души. Хоровая музыка, пение - это неопосредованное звучание человеческих душ. Ведь, не спроста же первобытные люди в эпоху синкретических религий считали, что душа вдыхается в человеческое тело и покидает его через глотку - обычай прикрывать ладонью рот при зевке дошёл до нас с тех праисторических глубин. (Кто знает - возможно, непрояснённость сознания дикаря обостряло его экзистенциальную интуицию?) Но и не присоединяясь к суевериям невежества, можно уверенно утверждать: пение - это чистое, т.е. ничем не опосредованное, физическое, т.е. непосредственно осязаемое, проявление души - её, как мудрёно выражаются некоторые философы, объективация.

       В хоровом пении души индивидов растворяются через слияние в единую душу музыки. И это производит ни с чем не сравнимый эффект. Особенно тогда, когда в хоре поёт знакомый тебе человек. Ты не слышишь его, именно его голоса - он не различим в слаженном хоре,- но вся эта рождающаяся из соединения голосов хористов мощь, звуковая сила возвышающегося порыва, натяжение тембра врущихся на свободу душ поющих бессознательно воспринимается тобой как явление одной, близкой тебе души. Каждый отдельный человек в хоре не различим, но не безлик. Его душа растворена в общей "массе" звука, но не потеряна. Наоборот - она многозвучней проявлена, она виднее, яснее для восприятия со стороны... Вот так и я слушаю ваш хор, а слышу как будто тебя, чувствую напряжение твоей души, и невольно моя собственная душа откликается, резонирует настроением с тобой. (Не всякий способен воссоединиться с гармонией искусства, но всё, наделённые душой, неизбежно резонируют под его мощным воздействием.) Объединяющая сила хорового пения известна людям с давних пор и активно использовалась в различных практиках духовного единения наций.Так же вот было когда-то и у нас на Руси: на Святой Руси - колокольный звон, да распевы монашьи на клиросах...

       Церковные, полковые, народные и многие ещё какие соборные хоры и хороводы объединяли издавно нас, русский народ, без различия в знатности и сословии.

Смагин Михаил Алексеевич, несостоявшийся философ
Санкт-Петербург, Россия

 
 
 

 
                                                                           Газеты  о хоре


«Химик» (11.05.1987) «Клубу нужны энтузиасты»
«Химик» (15.06.1987) «Быть ли не быть музыкальному клубу?»
«Химик» (25.06.1987) « Музыкальный дискуссионный клуб»


«Ленинец» (26.11.1986) «Через год – на концерте»
«Ленинец» (31.03.1987) «Мы разучились петь?»
«Ленинец» (19.03.1988) «Им аплодировал Киев»
«Ленинец» (07.10.1989) «Возрождая душу России»
«Ленинец» (05.10.1990) «Чтобы душа была чиста»
«Ленинец» (18.04.1991) «Эта музыка будет вечной»
«Ленинец» (12.09.1991) «Третий фестиваль «Золотой Плес»


«Вольное слово» (20.09.1991) «Мысли и встречи на третьем фестивале «Золотой Плес»
«Вольное слово» (22.12.1991) «Иваново – Париж»


«Прямая речь» (18.12.1991) «Зажегши свечу»
«Прямая речь» (25.09.2003) « Польский хор заставил прослезиться графа»


«Ивановская газета» (11.09.1991) «Песенный фестиваль «Золотой Плес»
«Ивановская газета» (27.08.1997) «Многая лета желаем квинтету»


«Будни-2» (01.12.2001) «И Шереметев благородный»


«Надежда вичуган» (19.08.2003) «Вичужанин мирового значения»


«Рабочий край» (19.09.1987) «И звучат голоса эпох»
«Рабочий край» (04.11.1989) «Трепетный огонь»


«Рабочий край» (24.09.1991) «Ренессанс «Золотого Плеса»
«Рабочий край» (14.12.1991) «Путь ко спасению»


«Рабочий край» (10.01.1992) «До елки в сочельник»


«Рабочий край» (16.04.1996) «Хор - это когда хорошо, давно и вместе»
«Рабочий край» (29.06.1996) «С верой, надеждой и любовью»
«Рабочий край» (06.08.1996) «Из Баварии с дипломом»
«Рабочий край» (28.09.1996) «И тишина “гремела” в зале»


«Рабочий край» (29.03.1997) «Музы согласны»
«Рабочий край» (09.05.1997) «Обоюдная радость»
«Рабочий край» (18.09.1997) «IX фестиваль «Золотой Плес»
«Рабочий край» (30.09.1997) «От Плеса до Будапешта»
«Рабочий край» (12.10.1997) «Венгрия благодарит и надеется»


«Рабочий край» (18.09.1998) «Золотой Плес» не прощается с нами»
«Рабочий край» (22.09.1998) «Золотой Плес»: последний лист»
«Рабочий край» (24.09.1998) «Сияние «Золотого Плеса»


«Рабочий край» (16.01.1999) «Как вы яхту назовете»
«Рабочий край» (08.05.1999) «В будущее - с верой»
«Рабочий край» (11.09.1999) «Золотой Плес»: жизнь продолжается»
«Рабочий край» (28.09.1999) «Праздник с новым лицом»
«Рабочий край» (27.11.1999) «Хорошей идее – восемь лет»
«Рабочий край» (30.11.1999) «Охранная грамота государства»


«Рабочий край» (23.01.2002) «Вот что может сделать память»
«Рабочий край» (19.09.2002) «Пригласительный билет на «Золотой Плес»


«Рабочий край» (09.04.2003) «Последний романтик»
«Рабочий край» (07.05.2003) «Нижегородская весна»
«Рабочий край» (13.08.2003) «Ивановцы на празднике “Радость жизни” в Венгрии»
«Рабочий край» (04.10.2003) «Покуда кровь моя бурлит»


«Рабочий край» (24.04.2004) «Соответствие имени»

 Газета «Рабочий край» (13.10.2006) «Русский граф из рода Шереметевых»
 Газета «Рабочий край» (18.10.2006) «Притяжение памяти»
 "Ивановская газета"     (08.05.2008) "Артос" - праздник духовной музыки"
 Газета «Рабочий край» (13.12.2008) «Шереметевские ассамблеи»: память о династии Коноваловых»
 Газета «Рабочий край» (17.01.2009)   «Благодатные плоды»
 Газета «Рабочий край» (10.06.2009)"День Пресвятой Троицы"
 Газета «Рабочий край» (26.09.2009) "Пространство души и звуков"
 Газета «La nouvelle Republique», Франция (19.12.2011)
 

  

    Полосина Т. - "Покуда кровь моя бурлит" // Рабочий край, 4.10.2003  
    Сметанина И. - Gadeamus igitur // Химик, №20, 03.10.2003 г.  
    Кадников Р. - Польсий хор заставил прослезиться русского графа // Прямая речь, 25.09.2003 г.